Предыдущая Следующая
Итак, дело идет об ответе на вопрос: должна ли наряду
с печатью и радио продолжать процветать в нашей стране кинематография, уже
обладающая достижениями, признанными во всем мире, или же Италия вынуждена
будет вновь скатиться на роль менее развитого, не имеющего политического веса
государства.
Пьетро Джерми
То, что я скажу в этих немногих строках, на мой
взгляд, полезно высказать, и именно этим мне и хотелось бы поделиться с
другими.
Я долгое время жил неподалеку от площади Тритоне. У
меня было немало своих дел, которые занимали мои мысли, и, хотя самой
неотвязной и главной заботой было кино, я должен сделать одно признание,
которое мне кажется невероятным: площадь Тритоне я «увидел» только в фильме
«Похитители велосипедов». Я увидел ее впервые лишь там, в экранных
изображениях.
Ибо кино помогает людям увидеть окружающее, самих
себя, узнать друг друга.
И поэтому кино необходимо итальянцам, которые если
страдают какой-нибудь хронической болезнью, то именно этой: они никогда не
могли научиться видеть себя конкретно и уметь о себе судить.
Итальянские режиссеры имеют возможность большую, чем
все другие художники, взятые вместе — писатели, живописцы и все остальные, —
положить начало этому важному, решающему делу моральной самокритики, этому суду
совести, который единственный сможет помочь нам, итальянцам, преодолеть то
состояние детской психологической незрелости, в которое мы часто впадаем,
утрачивая ясное представление о стоящих перед нами проблемах, отказываясь
познать действительность, отказываясь от борьбы.
Именно поэтому раньше (также и кинематографисты) мы не
находили в окружающей действительности вдохновения. Я, например, в своем фильме
«Свидетель»2 приложил все усилия к тому, чтобы постараться лишить римский
пейзаж всяких характерных черт, ибо чувствовал, что он меня просто подавляет.
Это был мой первый фильм, и только теперь я сознаю, что тогда испытывал лишь
робость. Сегодня наше кино уже начало понимать значение того, что существует
вокруг, со своим весом и конкретностью — независимо от вдохновения и преходящих
мнений. Рим для нашего кино стал настоящим Римом, со своими улицами, красивыми
или безобразными, с солнцем и дождем, и мы научились узнавать его так же, как
во многих иностранных фильмах — Лондон или Дублин, Нью-Йорк или Париж, и даже
ещё лучше. Предыдущая Следующая
|