Предыдущая Следующая
Документализм
Это развитие оказалось под влиянием другого созревшего
к тому времени течения — документализма. Сравнительное изучение истории кино
учит нас, что практический опыт документального кинематографа оказал
существенное влияние на формирование ряда национальных школ. Вспомним группу
советских документалистов — Вертова, Тиссэ, Головню, — активно работавших уже в
период гражданской войны. (Позднее Вертов создаст свой «Киноглаз», Тиссэ и
Головня будут работать соответственно с Эйзенштейном и Пудовкиным. )
Французский реализм также кое-чем обязан опыту документализма (Кавальканти22,
Виго, 23, Карне, Лакомб24), который представлял собой тылы авангардизма.
В Италии документализм оставался более скромной и
обособленной областью, которая была плохо связана с обычным кинопроизводством.
И, может быть, как это уже отмечали Казираги25 и Виацци26, именно «отсутствие
серьезного опыта в области документального кино» в немалой степени сказалось
«на позднем формировании единого национального стиля»*. Однако при всей своей
незначительности и ограниченности опыт итальянской документалистики все же
оказал известное влияние на кинопродукцию и внес свой вклад в «стиль, который
нужно создать». Более того, сегодня можно видеть, что вклад этот важнее, чем
можно было полагать в 1942 году. Прежде всего, документализм оказал
благотворное влияние на формирование атмосферы кинематографической культуры. В
документальном кино пробует свои силы интеллигенция итальянского кинематографа
— не те ее представители, что «перебежали» из других областей, как Солдати, но
те, что вышли из кино, как Пазинетти. Именно благодаря своей обособленности и
некоммерческому характеру документальное кино создавало возможности для более
строгой, более «правоверной» в кинематографическом отношении художественной
позиции. Между 1938 и 1942 годами в Италии сложился «дозор» кинематографистов,
чье творчество составило один из наиболее достойных моментов нашего
кинематографа этой эпохи: это Пазинетти, Паолелла27, Маньяги, Эммер28, Грас29,
Паолуччи30, Черкио31, Феррони32, Поцци-Беллини33 и другие. У некоторых из них,
особенно отчетливо — у Черкио и Паолуччи, наблюдаются те поиски оригинальных
пейзажных мотивов, которые составляли ведущую линию итальянского кинематографа
этого периода. Предыдущая Следующая
|