Предыдущая Следующая
Если не касаться особого характера, отличающего
вышеназванные фильмы, несомненно, что их наибольшее обаяние состоит в тех
настроениях, которые невозможно создать искусственно, которыми мы проникаемся
всей душой именно благодаря необычайной и удивительной природе, предстающей
наряду с действиями персонажей перед нашими глазами. Как иначе понять и
объяснить человека, если оторвать его от всего того, что его окружает в
повседневной жизни, с чем он постоянно связан? Если это стены его дома, они
должны нести очевидные следы его рук, его вкуса, его натуры; если это улицы
города, где он соприкасается с другими людьми, то это должны быть не случайные
столкновения, но такие, в которых выделены особые, обычно присущие подобным
явлениям черты (в этой связи нам особенно памятны «Улица» Грюне5 и «Толпа»
Видора6); это может быть то боязливое погружение, то слияние человека с
окружающей природой, обладающей над ним такой властью, чтобы создавать его по
своему образу и подобию. Конечно, мы вряд ли добавим что-либо новое
утверждением, что пейзаж — то место, где человек родился и вырос, — играет свою
роль в том, чтобы сделать нас непохожими друг на друга. В этом знак божества,
который, к сожалению, так опошлили, что крестьянин из Сицилии может у нас
оказаться точно таким же, как
крестьянин из горных
районов Венеции — Джулии.
Кино в большей степени, чем любое другое искусство,
наделено способностью одновременно воздействовать на все наши чувства, и потому
ему должна быть присуща забота о достоверности событий, среды — одним словом,
факторов, необходимых для изображения всего того мира, в котором живут люди,
пусть даже это достоверность вымысла.
Появление этой тенденции мы могли бы связать с
зарождением в американском кино вестерна, и, если поначалу она была неосознанной
или слишком подчиненной интересам зрелищности, то впоследствии, у русских,
нередко доводилась до излишней эстетической изощренности. Предыдущая Следующая
|