Из тетрадки
для ночных
записей
Фильм, который мне хотелось бы сделать — «Добряк», в
цвете. Своего рода очень земной Христос, лет сорока, который творит чудеса в
текниколоре. Он исцеляет людей голубым цветом и веронским зеленым. Один день
все молочно-белые, другой — розовые, в черную полоску. Достаточно чуточку
анилина в дождь — и на улице все люди преклоняют колени.
А вот другой фильм — «Мое селение». Оператор,
осветитель, рабочий, помреж и я. Мы проживем в моем селении четыре-пять
месяцев, очень экономно, тратясь только на пленку. А сюжет, зрелищность? Об
этом я даже не думал, все мне кажется чепухой по сравнению с идеей:
Самое неожиданное, что ждет того, кто входит в жизнь (кинематографа), заключается в том, что он
находит ее точно такой, какой ее ему описывали и какой он уже ее знает и
представляет себе теоретически. Человек просто ошарашен, видя, как на его
собственном примере проявляется общее правило.
Эта мысль принадлежит не мне, а Леопарди. Я
действительно знал, что мне предстоит встретиться с множеством хитрецов, и,
если бы меня спросили, что больше всего меня поразило при первом
соприкосновении с этим мирком, я бы не раздумывая ответил: хитрость. Как и везде, там есть люди злые и бесчестные и люди
честные, ничего романтического и ничего особенно испорченного — все в пределах
воображения провинциала. Я видел тех, кто вкалывает по двенадцать часов, кто
приходит на деловые свидания с точностью до минуты, кто держит свое слово. Но
сколько там хитрецов — профессиональных, неприкрытых хитрецов! Я понимаю, что
нелегко дехитризовать определенную среду — человек весьма неохотно отказывается
от этого своего свойства, которое позволяет ему добиваться максимальных
результатов минимальными средствами. Ошибка. Хитрость — это истинная причина
массы неслыханных проволочек, множества ненужных телефонных звонков.
Предыдущая Следующая