Предыдущая Следующая
Но и для вещей годы проходят не напрасно. И для По
тоже настало время пробуждения. И тогда появились мосты из железа, по которым
день и ночь мчались с грохотом поезда, выросли шестиэтажные здания, прорезанные
огромными окнами, изрыгающими пыль и шум, появились пароходы, верфи, заводы,
дымящиеся фабричные трубы, даже новые каналы с бетонированными берегами — весь
современный мир, механический, индустриализированный, который перевернул вверх
дном гармонию того старого мира.
И все же среди этой гибели их мира жители не
оплакивали прошлое. Может, они бы того и хотели, так как их строптивая и
созерцательная натура еще не приспособилась к новым условиям, но им это не
удавалось. Перемены в какой-то момент им уже не только не мешали, но известным
образом их удовлетворяли. Они начали по-новому относиться к реке, осознавая ее
функциональное значение; чувствовали, что ее важность возросла, и гордились
этим; они понимали, что теперь ее больше ценят, и их честолюбие было
удовлетворено.
Все, может, действительно так, но это не литература.
Это кинематограф или только еще должно им стать; остается решить, как это
осуществить.
Прежде всего встает вопрос: снимать документальный
фильм или игровой? Первая форма, несомненно, заманчива. Материал богатый,
впечатляющий — от широких речных просторов, обширных, как озера, и иногда
прерываемых островками, до теснин, где По, сужаясь, заросшая дикой
растительностью, напоминает африканский пейзаж; от полуразвалившихся хижин,
прислонившихся к дамбам, с вечной лужей в дворике перед входом, до небольших
вилл в стиле «модерн» с chalet* у самой
воды, из которых по вечерам доносится негромкая синкопированная музыка; от
отвесных дамб до изящных пляжей с претензией на светскость; от плавучих мельниц
до мощных заводов; от лодок до моторных катеров и глиссеров, снующих между
Павией и Венецией, и так далее.
Материал обильный, но опасный, ибо легко можно впасть
в риторику. Поэтому, если нас соблазняет воспоминание о замечательном американском
документальном фильме о Миссисипи «Река»1, нас обескураживает банальная формула
как было и как стало, или до и после
лечения. Нам не придало бы спокойствия и введение хрупкой сюжетной канвы.
Мы вообще питаем недоверие к подобным гибридам, и особенно на экране, где мы
никогда не устанем прославлять такую форму, которая диктует точную
направленность и не допускает никакой неуверенности. Или ты по одну сторону,
или по другую: самое главное — точно знать, чего ты хочешь. Сравнительно
недавним примером может служить фильм Флаэрти, хотя это автор, заслуживающий
самого глубокого уважения. В самом деле, в его «Танце слонов»2 в результате
противоречия между документом и повествованием лирический мотив труда, этой
своего рода языческой религии джунглей, находит свое самое чистое выражение в
документальных сценах, где только и чувствуются муки поэтического открытия; в
других же сценах этому мешает повествование. Предыдущая Следующая
|