Предыдущая Следующая
— Неореализм
упрекали в том, что он давал художникам слишком жесткие указания в смысле
художественного языка. Как бы ты
обрисовал границы выразительных средств этого направления,
учитывая, например, недавний опыт французского кино?
— Неореализм
призывал к монотонности? Мне кажется, что совсем наоборот. Неореализм
провозглашал: «Не делай сегодня то, что
ты делал вчера». Следовательно,
никаких ограничений, за исключением следующего: чтобы иметь право называться
направлением, неореализм должен суметь создать — как сумму своих произведений —
некую антологию, благодаря которой можно было бы познакомиться с главными
проблемами определенной эпохи. Конечно, это
может быть достигнуто, если развитие тематики идет в ногу с развитием
художественных средств. Так в чем же наше отличие от некоторых поисков
выразительных средств, о которых говорят сегодня? Синтаксическое,
стилистическое, морфологическое
новаторство — это требование общее для всех, кто обуреваем — я назвал бы
это так — «гражданственным» духом, кто
стремится к «моральности
содержания». Однако если мы наряду с необходимостью развития формы не будем
стремиться к свое му, особому развитию содержания, расширению кругозора, своему
собственному углу зрения, то мы ничем не будем отличаться от
всех тех, кто призывает
неконкретно, вообще к развитию кино. А мы должны призывать к другому — к
развитию определенного вида
кино, к развитию в определенном
направлении. Всякое движение должно иметь свою задачу, и именно в этой
задаче, в определенности цели и кроется его сила. Поле деятельности огромно: мы
должны не только выбрать темы, но предвосхитить проблемы.
—
Я подобен
адвокату дьявола. На все
сказанное тобой можно было бы возразить: значит, неореализм был закономерен для
определенного момента исторического подъема. А если мы докажем, что
сегодня Италия переживает период спада, то из этого следует, что у неореализма нет
возможности выжить? Предыдущая Следующая
|