Предыдущая Следующая
Никогда не следует забывать о присутствии американских
фильмов на нашем рынке. Эти фильмы в подавляющем большинстве случаев среднего
качества, но достаточно добротно сделаны, и их благосклонно принимают зрители.
Чтобы окупить свои фильмы, американское кино использует внутренний рынок —
самый большой в мире; кроме того, оно располагает мощной коммерческой
организацией, «нацеленной» на все страны мира, а это означает, что американское
кино получает от своей продукции все деньги, которые только можно получить, как
выжимают лимон — до последней капли. Борьба между европейской и голливудской
продукцией неравная, конкуренция почти невозможна. Единственным шансом, на мой
взгляд, было бы снимать фильмы, предназначенные для гораздо более ограниченного
круга зрителей; необходимо в значительной мере сократить производственные
расходы и выпустить на все рынки — в том числе и американский — передовые фильмы (слово
«передовые» употребляю в смысле «вне
привычных формул»). Слишком легко мы забываем, что по ту сторону Атлантики
существует публика знатоков, специалистов, сформировавшаяся сама собой
вследствие той важной роли, которую кино сохраняет в Соединенных Штатах. Эта
публика увидела произведения, обладающие ароматом новизны. Если какой-нибудь
итальянский неореалистический фильм приносит доходы при его прокате в США —
например, даже в одном «Art Theatre» — пусть лишь 100, 50,
даже 30 тысяч долларов, дело все же идет о немалых суммах, достаточных для
окупаемости ленты, учитывая незначительность затраченных на постановку средств.
Мне кажется, что кризис итальянского кино не имеет
других причин: продюсеры решили, что если какой-нибудь неореалистический фильм,
обошедшийся почти даром, может приносить столько денег, то «боевики», стоящие в
десять раз больше, смогут и принести в десять раз больше. Бессмысленное
рассуждение: нельзя так примитивно применять к кинематографу «тройное правило».
Другой, совершенно безумной идеей было дублировать по-английски итальянские
фильмы, чтобы попытаться их прокатывать в Соединенных Штатах. Неудачу можно
было предвидеть. Политика итальянского кино — а часто и всего европейского кино
— состоит в том, чтобы копировать голливудские образцы; это привело к такому
увеличению расходов, что продажа за границу стала недостаточной, чтобы покрыть
затраты на постановку фильма. Причины этого явления довольно сложные, и я
попытаюсь проанализировать их далее. Предыдущая Следующая
|