Предыдущая Следующая
Однако я, напротив, убежден, что неореализм с самого
начала был явлением по своей природе объединяющим, был как бы стимулом к
созданию новой культуры. Я думаю, что различные идеологические и политические
силы, которые ныне жаждут того, чтобы неореализм исчерпал себя, тем самым
извращают понятие «прогрессивный». Тот, кто подходит к неореализму субъективно
или с узкопартийной точки зрения, кончает тем, что вообще перестает что-либо видеть.
Неореализм остается направлением «синтетическим», «творческим». Надо бороться
не столько за закрепление его культурных и идеологических навыков, сколько за
то, чтобы обеспечить его преемниками и продолжателями. Вот задача, которая
лежит на всех нас. Такие слова, как любовь к жизни, к человеку, любовь к его
«общему дому», — это слова не для сторонников «гибридного» единства.
Кроме того, мне хочется уточнить еще одно, по-моему,
важное обстоятельство: неореализм, при всей своей конкретности, при всей своей
«заземленности», при всей своей приверженности к «повседневности» как новой
ритмике повествования, является направлением с высокими целями. Это направление
стремится оформиться как органичное понимание жизни, как новое видение мира. В
эпоху Возрождения было одно отношение к окружающему миру, к действительности, в
эпоху Просвещения, романтизма — другое; почему же сегодня мы не можем сказать,
что ведутся поиски «неореалистической» связи с миром, с действительностью?
Самое существенное состоит в том, что должны создаваться фильмы, в которых
пусть бегло, недостаточно обстоятельно, без подробного повествования, но все
же вскрываются и показываются эти новые отношения.
Совершенно ясно, что критическая направленность
произведения, являющаяся результатом его актуальности, его новаторской
«гибкости», четкости в изображении ситуаций и в отношении проблематики (даже
самой глубокой, самой скрытой), заключается в силе новых чувств, которые
противопоставляются старым ощущениям
и старым идеям. Предыдущая Следующая
|