Предыдущая Следующая
А «эротизм»? Стоит мне, да и не только мне, осмелиться
показать ногу или обнаженное плечо женщины, чтобы сделать более пылкой любовную
сцену или подчеркнуть красоту женственности, как тут же предъявляется обвинение
в «эротизме». Что же тогда говорить о живописи, скульптуре или прозе наших
великих предков, где обнаженные женские или мужские тела, любовный пыл,
восхищение физической красотой предстают во всей своей силе и
непосредственности?! Разве все эти чувства устарели, принадлежат только нашим
отцам и уже не пригодны для современного мира?
Дело, мне кажется, в том, что многие представители
интеллигенции не освободились от страхов и комплексов, связанных с
католицизмом, и перед лицом этих проблем еще не сумели завоевать во всем его
объеме светский, свободный и ясный дух. Если все мы, вместе взятые, хотим быть
или стать «новыми людьми» и бороться за «новую культуру», мы должны постараться
понять не только те значения «даннунцианства», «эротизма» и т. д., которые до
вчерашнего дня нам навязывали другие, но прежде всего то, что должны означать
эти «измы» в свете полного пересмотра ценностей, стилей, языка и всякого рода
поэтических призраков.
Чем всегда был для старой культуры фольклоризм? И что
должны подразумевать под этим термином мы, грамшианцы? Может ли то, что
составляет основу фольклора, стать искусством? В таком случае каким образом,
при каких условиях можно и нужно прибегать к этому необычайному миру народной
культуры? Что означает «национально-народный»? И прежде всего — что означает
бороться за художественное воплощение этой концепции? Грамши ясно высказывается
по этому поводу, когда на странице четырнадцатой «Литературы и национальной
жизни»3 говорит: «Особенно важно, чтобы она (новая литература) пускала корни в
чернозем народной культуры в ее первозданном виде, с ее вкусами, тенденциями и
т. д.... с ее нравственными и умственными интересами, пусть даже отсталыми и
условными». Предыдущая Следующая
|