Предыдущая Следующая
Такая реакция порождает различные явления, известные
под именем «отрыва интеллигенции от масс», «разрыва между культурой и политикой».
Кино как в своих самых смиренных и безоружных, так и в самых изысканных и
высоких формах действительно является средством осуществления слияния массы и
мысли, которая неустанно трудится во имя совершенствования человека и общества
и нуждается в орудиях конкретного влияния на историю. По убедительности и
мгновенности воздействия кинообразы превосходят тысячи печатных страниц, а
чувства, которые они вызывают, западают в души тех, кто не умеет читать или не
имеет в наше время ни сил, ни времени читать.
Если к вышесказанному добавить, что тяжелыми оковами
для феномена кино оказываются его производственная и коммерческая стороны, мы
получим полную картину тех трудностей, которые мешают новому грандиозному
диалогу между интеллигенцией и массами.
Истинная правда, что размеры этой силы не всегда
положительно влияют на сознание того, кто осуществляет повествовательную
функцию через экран. Но было бы грубой ошибкой принимать следствия за причины.
Если мы, авторы, не на высоте своего дела, все равно
несомненно, что мастера уже включили кинематограф в сферу современной культуры
и он занял в ней самое значительное
место. Сегодня, при более чем активном балансе итальянского кино, в нем заняты
силы, заслуживающие самого широкого доверия. И тут не самомнение, но смирение,
свойственное любому побуждению в искусстве. На яд пропаганды, который,
пробуждая чудовищные призраки страха, готов замутить совесть, сделав ее
послушным орудием политики, представители интеллигенции обязаны реагировать, не
теряя ясной головы, требуя для своего дела, рожденного под безупречным знаком
независимости и искренности, того доверия, на которое оно имеет право.
Известно, что там, где пропаганда, нет искусства, а
где искусство — там любовь. Описывая мир во всей его реальности, художники в
процессе его познания проявляют столько любви (ибо нет познания без любви), что
благодаря этому в создании сложного облика человека, с вечным сосуществованием
в нем добра и зла, рационального и иррационального, и достигается мирный
характер этого соотношения. Не бывает, чтобы автор ненавидел своих героев,
какими бы они, в сущности, ни были. Все они, герои и их антагонисты, — дети
одной любви, и конечная цель, которую ставит перед собой художник, — найти
истоки заблуждения. Предыдущая Следующая
|