Предыдущая Следующая
«Повесть о бедных влюбленных», едва я ее прочел, сразу
же взволновала меня именно потому, что была для меня словно неожиданно
распахнувшееся окно, из которого открылся незнакомый мне человеческий пейзаж,
почти мифический и вместе с тем столь исторически точный; это было для меня
открытием мира, который подготовил наши нынешние кризисы и который официальная
история не желала признавать и описывать.
«Повесть о бедных влюбленных» заставила меня, кроме
того, особенно остро ощутить властную необходимость конструирования
«персонажа».
Главным, жизненно важным элементом для направления,
стремящегося к реализму, мне кажется, не может не являться сегодня создание в
фильмах персонажей более глубоких и сложных, чем те, что до сих пор населяли
сценарии наших лучших фильмов. Даже в самых характерных произведениях нашего
неореализма нередко слишком явно и тяжеловесно проявлялся интерес к атмосфере,
к среде, к определенным историческим событиям, к впечатляющей, но расплывчатой
хоральности.
Такая позиция была, возможно, и правильной на первом
этапе развития реалистического направления. Но такая позиция уже устарела
сегодня, в исторической ситуации, уже отличающейся от существовавшей в
1945—1947 годах (и в этом проявление нынешнего кризиса итальянского кино).
Строгий и порой удушающий детерминизм, к которому в
конечном счете скатываются столь многие персонажи раннего итальянского
реалистического кино, подчинение судьбе, отказ от борьбы и пассивные страдания,
тягостное одиночество множества несчастных героев хроники должны были бы, как
мне кажется, уступить место сегодня более широкому видению действительности,
стремлению художника установить более устойчивое отношение между человеком и
судьбой, между человеком и обществом. При создании современного «персонажа» не
следовало бы забывать о необходимости наделить этот персонаж большей свободой,
самостоятельностью, волей и желанием переделать себя и переделать мир, который
до сих пор строго обусловливал его сознание и поступки. На этом пути итальянское
кино могло бы внести свой вклад в освобождение итальянского персонажа (и не
только кинематографического) от оков академизма или натурализма и исправить
самый старый и большой недостаток всей итальянской культуры. Предыдущая Следующая
|