Предыдущая Следующая
Ни в одной другой стране в мире политическая борьба не
остра так, как в Италии: высочайший процент участвующих в выборах, десять
миллионов итальянцев высказываются за социалистический путь. Все это, дорогие
друзья, является составной частью действительности, хотят этого или нет.
Пытаясь бороться против него, газеты только и пишут, что о коммунизме. Однако,
когда какому-нибудь предприятию грозит закрытие, как в эти дни во Флоренции,
епископ и коммунисты, либералы и христианские демократы вместе протестуют
против этого. Печать прогрессивных организаций приносит сообщения о том, что
происходит сегодня в мире, в маленьких затерянных селениях, о существовании
которых мы узнаем, лишь когда на них обрушивается наводнение, но где по вечерам
два десятка неграмотных собираются вокруг мальчика, умеющего читать, и он
читает им тревожные последние новости о водородной бомбе или о заводе, занятом
рабочими, где-нибудь на Севере Италии, или даже интервью с режиссером Де Сика,
который хотел бы снять "фильм о Южной Италии, но цензура не позволяет ему
это сделать.
Находим ли мы следы всего этого в сегодняшнем
итальянском кино? Вы скажете: это запрещает цензура, многие из нас хотели бы
снять фильм о неграмотных или о генерале-предателе, об итальянских солдатах в
Греции или о заводе «Пиньоне»2, но мы не можем этого сделать. Однако можно ли
ссылаться на цензуру, когда мы даже не пытаемся — хотя это имеет столь важное
значение — определить сущность реализма? Или мы отложим раз и навсегда попытки
такого определения и удовольствуемся жалкими суррогатами, заранее выработанными
схемами, реализмами, не выходящими за ранее поставленные границы, чтобы создать
иллюзию, что внутри произведения мы пользуемся свободой? И будем, чтобы
утешиться, продолжать называть реалистическими фильмы, которые таковыми не
являются, и показывать действительность не такой, какова она на самом деле? Предыдущая Следующая
|