Предыдущая Следующая
Такие же споры происходят и среди критиков, опровергая
древнюю мудрость: iter,
per exempla, breve et efficax*. Одни дают
очень сжатый список неореалистических фильмов. Другие, напротив, расширяют этот
список до того, что в него входят работы, прямо противоположные неореализму.
Одним из наиболее характерных примеров таких разногласий в суждениях критиков
может служить оценка последнего фильма Лукино Висконти — «Чувство». Эта картина
вызвала безмерный энтузиазм у одних и решительное неприятие у других. В
суждениях об этом фильме произошло размежевание внутри групп, до тех пор
единых: этот фильм находит фанатичных поклонников и неистовых противников как
среди правых реакционеров, так и среди левых прогрессистов.
Эти разногласия не должны нас удивлять, особенно если
учитывать настоящий этап развития социальной жизни и итальянской культуры, борьбу
не на жизнь, а на смерть между старым и новым, а также неизбежные противоречия,
которые характеризуют новое в момент
становления. Другими словами, в этом споре следует верно различать языки и
голоса. С одной стороны, это авторы и режиссеры, которые, естественно, судят в
соответствии со своим темпераментом и художественными пристрастиями, преподнося
их как абсолютные и окончательные. Кроме того, они судят и с практической точки
зрения, которая лишь в лучшем случае является идеальной, политической, но в большинстве
случаев (как это почти неизбежно в капиталистическом обществе) порождена
личными выгодами, более того, — оппортунизмом, вызванным страхом потерять
работу, лишиться права голоса. Наконец, существуют еще теоретики и критики.
Между ними та разница, что первые создают собственные системы и очень легко
впадают в абстракции, забывая о произведениях именно в момент их анализа и
оценки, потому что эти произведения с трудом вмещаются в их эстетические схемы;
с другой стороны, критики, начав с весьма полезного и плодотворного контакта с
художественными фактами, затем нередко впадают во вкусовые суждения,
эмпирические, субъективные, проявляя полное безразличие к содержанию и идеям. Предыдущая Следующая
|