Умберто Барбаро
Азартная
игра
В настоящий период, временного, как мы надеемся, спада
неореализма, в теории и в практике начинает расцветать старая тенденция, в свое
время уже подвергавшаяся критике, которую стремились представить как реализм,
процесс, углубление уже завоеванных реалистических позиций, но в
действительности не имеющая ничего общего с реализмом.
Иллюзия, что, идя по этому пути можно углубить реализм
(причем следует сказать, что речь идет не столько об иллюзии, заблуждении,
сколько о сознательном обмане), основывается на предположении, что фильм должен
все больше приближаться к настоящей жизни, документально воссоздавать
действительные факты — черную, драматическую хронику и белую хронику
повседневной жизни. Тем самым сводится до минимума, почти целиком отрицается
работа сценариста и режиссера, которые с точки зрения сторонников этой
концепции, лишь затемняют и фальсифицируют факты и документы, а в новом
реализме они должны выступить во всей своей неприкрашенной жестокости.
Получается, что те, кто придерживается этой позиции,
не понимают, что реализм — это «изображение типичных характеров в типичных
обстоятельствах» (Энгельс) и что типическое противостоит не только преувеличениям
и чрезмерностям черной хроники, но и банальности повседневной жизни. Типическое
— это не то, что чаще встречается, а то, что наиболее полно отражает социальную
сущность явления.
Удивительно, что у нас в эту ошибку впали наиболее
значительные кинематографисты, особенно если вспомнить, что подобное
заблуждение двадцать лет тому назад выбило из колеи немецкое кино и немецкую
литературу, заведя в глухой тупик так называемой новой объективности (neue Sachlichkeit). Бела Балаш в своем основополагающем труде «Дух
фильмы»1 подчеркнул в качестве характерных черт этой тенденции мистификацию
реализма и затемнение реальности. Саму эту тенденцию он очень точно определил
как «мелкобуржуазный романтический переворот» и назвал «политикой страуса,
который прячет голову в детали, чтобы не видеть самой реальной жизни». Эти
фильмы назывались «Такова жизнь», «Люди в воскресенье»2 — некоторые из
последних итальянских картин напоминают их и по названиям.
Предыдущая Следующая