Феликс
А. Морлион
Философские
основы неореализма
в
итальянском кино
Уже в настоящее время можно сказать, что в истории
кино послевоенный период (1945—1948 гг. ) ознаменовался решающе важным фактом:
рядом с американской, английской, французской школами, продолжающими работать в
наши дни без каких-либо существенных новаций, а также русской и немецкой
школами, вот уже полтора десятка лет как принадлежащими прошлому, возникла
новая школа, послание которой взволновало массы двух континентов по обе стороны
Атлантического океана, — итальянская школа. Эта школа отличается своей суровой
искренностью от американской, неизменно чуточку sophisticated*, чтобы доставлять удовольствие всем зрителям и всем
цензурам. Своей интеллектуальной и художественной наготой она отличается от
французской школы, почти всегда также рядящейся в одежды литературных и
пластических ухищрений. Своей свежестью и непосредственностью она отличается и
от довольно-таки холодной английской новой «документальной» школы Кэрола Рида,
Дэвида Лина, Гарри Уотта1, с которой, однако, ее сближают некоторые весьма
сходные черты.
Ныне случилось так, что в мировой кинокритике,
наверное, именно католики — те самые католики, что столь часто выдвигают
возражения и оговорки идеологического порядка, — решительно выступают в защиту
того направления, которое они называют «итальянская неореалистическая школа». Я
не знаю ни одного католического критика, ни в Европе, ни в Америке, который бы
не отнесся с инстинктивной симпатией к таким фильмам, как «Рим — открытый
город», «Пайза» Росселлини, «Один день жизни» и «Прогулка в облаках» Блазетти,
демонстрировавшимся во Франции в 1947 году, «Шуша» и «Врата неба» Де Сика,
«Жить в мире» и «Депутатка Анджелина» Дзампы, и к финальным кадрам фильма
«Солнце еще всходит» Аль-до Вергано. На международном кинофестивале в Брюсселе
(июнь 1947 г. ) у членов жюри Международного католического бюро по кинематографии,
которому было поручено отметить художественное произведение, более всех других
способствующее делу морального и духовного прогресса человечества, не возникло
ни малейших колебаний: премия была присуждена фильму «Жить в мире», который не
только не проповедует какие-либо формы мистицизма, но, наоборот, несомненно
реалистически показывает в некоторых сценах суеверие жены крестьянина.
Правильность этого решения, вынесенного католическим жюри, получила важное
подтверждение, когда — во второй раз после «Рима — открытого города» — главная
премия за лучший зарубежный фильм была присуждена американскими критиками (в
большинстве случаев далекими от католической идеологии) тому же фильму «Жить в
мире».
Предыдущая Следующая