Предыдущая Следующая
Хроника послевоенных лет, подсказывая нам с аморфных
вторых полос ежедневных газет невидимые миру трагедии в незнакомой доселе
среде, на незнакомом доселе фоне, следовательно, явилась для нас, несомненно,
первым стимулирующим толчком*.
«Народное» —
значит более богатое
Этот стимул хроника дала не только в
историко-географическом смысле**. Но также и в богатстве новых персонажей,
которые действуют в фильмах и которые даже самый «индифферентный» художник
находит более «интересными», чем какие-нибудь другие. Итальянское кино является
народным прежде всего потому, что оно ищет своих действующих лиц, своих героев
в несравнимо более широком кругу, чем прежде. Но главным образом потому, что
оно вдохновляется страстями и чаяниями широчайших слоев народа; раньше оно
выражало его боевой антифашизм («Рим — открытый город», «Солнце еще всходит»,
«Пайза»), а затем народную жажду более справедливой жизни, или, проще говоря,
его более открытый образ бытия и существования.
В отличие от замкнутого мирка прошлого, показанного в
«Одержимости», наше время — эпоха открытий, тем более легких и богатых
содержанием, что история Италии последних лет вывела на арену общественной
жизни классы и слои итальянского общества, ранее полностью неведомые
интеллигенции. Нынче интеллигент, например, может лично не разделять идеологии
этих классов и слоев, но неминуемо подвергается их влиянию в художественном
отношении. (Для этого не обязательно он должен создавать образы рабочих и
крестьян; ведь, даже показывая представителей буржуазии — смотри «Заблудшую
молодежь», — сегодняшний чуткий и подготовленный интеллигент сделает это с критической
точки зрения, еще вчера ему неведомой и которую поэтому он не мог разделять,
как разделяет ее сегодня или, во всяком случае, с ней «считается». )
Итак, «народно-национальный»
— это не только определение или качество, но прежде всего — и это самое
существенное — означает тематическое обогащение. Со всеми долговременными
выгодами, которые уже очевидны и дают нам основание предвидеть, что будут
длительными и явятся неистощимым источником вдохновения для нового итальянского
кино. Предыдущая Следующая
|