Предыдущая Следующая
«История» (если ее еще можно так называть) в кино
должна создаваться на ходу. Самое большое — режиссер может вдохнуть жизнь в то,
что он сам вынашивает, придать конкретную форму своему неясному замыслу, но он
никогда не должен снимать «историю», придуманную другим.
Подлинное усилие — это не выдумывание «истории»,
которая походила бы на действительность, а стремление рассказать о
действительности так, словно это «история».
Нужно, чтобы зазор между жизнью и кинематографическим
зрелищем стал нулевым.
Но в таком случае, скажут мне, в чем же и когда
проявляется участие фантазии? Речь идет об иной форме фантазии и об ином методе
использования.
Приведу пример.
Женщина идет в обувной магазин купить ботинки своему
сыну. Ботинки стоят семь тысяч лир. Женщина хочет купить их дешевле.
Сцена длится десять минут. Я же должен сделать из нее
фильм на два часа. Что я делаю?
Я изучаю этот факт во всех его составных элементах:
что ему предшествовало, что за ним последует, что происходит одновременно с
ним. Здесь перед нашей фантазией встает новая задача, и для нее начинается
новая работа.
Женщина покупает ботинки. А что в это время делает ее
сын? Что происходит в Индии — стране, которая, допустим, каким-то образом
связана с этим событием — покупкой ботинок?
Ботинки стоят семь тысяч лир; как достались семь тысяч
лир этой женщине, каким тяжелым трудом она их заработала, что для нее значит
эта сумма?
А владелец магазина, который торгуется с ней — что-то
ей говорит, — кто он такой? Какого рода отношения создались между этими двумя
людьми? Что они значат, что представляют собой? Какие интересы отстаиваются в
процессе этой купли-продажи? У торговца двое детей, которым надо пить и есть.
Хотите услышать, о чем они говорят? Вот они перед вами...
Речь идет об умении смотреть в корень, показать
взаимосвязь явлений и процесс их возникновения — открыть, что кроется за этими
фактами.
Когда мы анализируем таким образом «покупку пары
обуви», перед нами раскрывается сложный и необъятный мир, богатая и насыщенная
бытовыми, социальными, экономическими, психологическими явлениями жизнь. Предыдущая Следующая
|