Предыдущая Следующая
Но, так или иначе, кинокамера вышла из павильонов на
площади, улицы разрушенных войной городов, на пыльные, выжженные солнцем дороги
и устремила свой объектив на окружающую жизнь, на простых, ничем не
примечательных людей, — главным действующим лицом фильма, согласно лозунгу Дзаваттини,
мог и должен был стать любой итальянец, человек с конкретным именем и фамилией,
«взятый наугад из телефонной книги». Непрофессиональных исполнителей находили
чаще всего в той среде, в том месте, где происходило действие фильма. Отпала
необходимость в «придуманной истории», — в основе произведения чаще всего
лежало какой-нибудь истинное событие, факт газетной хроники (например, кража
велосипеда у расклейщика афиш; обвал лестницы в доме, куда пришли по объявлению
безработные девушки, и т. д. ) или, во всяком случае, факт, событие,
максимально приближенные к подлинной действительности. В диалогах широко
использовался народный разговорный язык, часто — местный диалект; нередко
диалоги носили импровизированный характер, «сочинялись» самими непрофессиональными
исполнителями в ходе съемок (так, к примеру, фильм «Земля дрожит» был снят
целиком на сицилийском диалекте: во вступительных титрах говорилось, что
итальянский язык — это не язык бедняков, он чужд рыбакам Аччитреццы — селения,
где происходит действие фильма; чтобы фильм был понятен всем зрителям, за
кадром звучал голос диктора, а позднее был создан прокатный вариант фильма,
частично даже дублированный на итальянский). Вообще закадровый голос во многих
неореалистических фильмах имел важное значение: невидимый диктор (часто сам
режиссер или писатель — один из авторов сценария) как бы пояснял, обобщал
действие (так, в «Пайза» закадровый голос подобен голосу радиодиктора,
читающего бесстрастно и отстраненно тексты военных сводок). Важнейшее значение
придавалось детали, малейшей бытовой подробности, но не меньшую роль играл и
общий фон действия — каждый персонаж был показан в конкретной, привычной,
свойственной ему обстановке. Изобразительное решение фильмов отличалось
строгостью, даже суровостью — ни режиссеры, ни операторы не поддавались
соблазну показать природные красоты и величественные архитектурно-исторические
памятники Италии. Опереточная, пейзанская Италия, где все поют и играют на
мандолине, все красивы и веселы, — это набившее оскомину «туристическое»
изображение страны было надолго изгнано с экрана. Предыдущая Следующая
|