Предыдущая Следующая
Заключение
На этом заканчивается беглый и краткий обзор пути
итальянского неореализма; выводы, считаете их вы обоснованными или нет, мы
предвосхитили в ходе изложения.
Кризис
и временный спад неореализма не означают, что время его жизни истекло, а
означают, что в настоящий момент уже нет
тех духовных условий, той атмосферы, которые обусловили его рождение и
развитие. Упадок неореализма не может не носить лишь временного характера: в
самом деле, было бы слишком печально, если бы было иначе. Ибо это означало бы,
что наше кино отказывается включиться со своей огромной выразительной силой в
движение обновления и социального прогресса.
Но главное — этот окончательный спад явился бы
признаком приостановки неизбежного хода истории.
—
Скажите,
пожалуйста, каковы были причины вашего согласия ставить «Самую красивую»? Ведь
этот сюжет, во всяком случае, по внешним признакам совсем не похож на те, что
вы ставили до сих пор.
—
Выбор и
предпочтение сюжета не зависят только от
воли режиссера. Необходимы также финансовые усло вия, позволяющие ставить этот
сюжет. После того как я был вынужден отказаться от «Повести о бедных
влюбленных» и от «Кареты святых даров»1,
Сальво Д'Анджело2 предложил мне сюжет
Дзаваттини. Я уже давно мечтал
снять фильм с Анной Маньяни, и, поскольку именно она предполагалась на главную
роль в «Самой красивой», я согласился. Мне было интересно сделать опыт с
подлинным «действующим лицом», при помощи которого я мог бы выразить кое-что
важное и лубокое. Меня интересовало и
то, как сложатся отношения между мной, режиссером и звездой Маньяни. Результат
оказался наилучшим.
—
Что было вашей
целью — «картина среды» или «картина персонажей»?
—
Фильм об одном
персонаже. В сущности, это история одной женщины или, учше сказать, история
одного кризиса. Некая мать, которая была вынуждена отказаться
от своих затаенных мелкобуржуазных желаний, пытается их осуществить через дочь.
Потом она убеждается в том, что
если и возможно
достигнуть лучшей жизни, то
в совершенно другом направлении. И в конце фильма она возвращается домой
такая же «чистая», как уходила. Она сознает, что плохо любила свою девочку, и
испытывает глубокую горечь от всех тех хлопот и знакомств, через которые она
была вынуждена пройти ради того, чтобы проникнуть в мир, который казался ей
изумительным, но, по существу, достоин только сожаления. Предыдущая Следующая
|