Предыдущая Следующая
Действительно, необходимы различия, и каждый режиссер, и с полным правом, заботится сегодня о
том, чтобы представлять собственную тенденцию; также и в этом смысле наши споры
были не бесполезны. Однако нам кажется, что в эти последние месяцы все
несколько отвлеклись от главной темы и уделили слишком большое внимание
частностям. Вполне законно стремясь отличаться от других, желая выработать,
уяснить для себя самих черты собственного индивидуального стиля и пытаясь,
возможно ошибочно, углубить собственные открытия, некоторые режиссеры затевают
косвенную полемику против неореализма. Кое-кто говорит: «Мои фильмы не
реалистические; я тяготею к высшей форме фантазии... Я не верист... режиссер
должен воссоздавать действительность»;
или так: «Хватит съемок с натуры... вернемся в павильоны» — и тому подобное.
Помимо того, что подобные высказывания — и многие другие такого же рода — со
стороны режиссеров и критиков, в том числе иногда и довольно талантливых,
нелепы и наивны с философской точки зрения, мы хотим выразить также некоторое
сомнение относительно исторической обоснованности этих и им подобных
утверждений.
Поскольку они, по существу, являются признаком
определенных настроений, которые можно резюмировать следующей формулировкой — «усталость от правды», у нас невольно
возникает вопрос, действительно ли законна сегодня в Италии такая усталость в
душах художников или же она порождена в них тем незаметным расколом, который
происходит вокруг, распадом некоторых завоеваний в общественной и
демократической жизни. Нам не хотелось бы, чтобы это бегство от
действительности захватило также и тех, кто не отдает себе отчета в
происходящем, еще не ощущает психологического климата, который формируется в
нашей стране, той атмосферы заранее предрешенного запрета, грозящего всякому
сознательному художнику, тех тонких и настойчивых призывов сдаться, что каждый
день обращают к нам все, кто видит в нашем кино опасное оружие правды и суда
над собственной совестью. Предыдущая Следующая
|