Предыдущая Следующая
Возвращение
в Москву после столь длительных гастролей нами воспринималось как замедленная
съемка. Так и хотелось подогнать поезд, облюбовывавший для ночлега какие-то
глухие полустанки и как будто сбавляющий ход по мере приближения к столице.
В те дни мне
пришлось многое передумать. Как бы ни направлял я бег мыслей, все они в
конечном счете сосредоточивались на одном — на кинематографе. В своем
опустевшем купе я часами читал раздобытую в дороге искусствоведческую
литературу.
В памяти
вновь и вновь возникали многие вопросы специфики кинематографа как
синтетического искусства, о которых мне часто и интересно рассказывал Яков
Про¬тазанов. Воспринимал я его высказывания, прежде всего как художник, опыт
которого должен был быть перенесен на съемочную площадку. Все оказалось не так-
то просто, как представлялось ранее. Работая как декоратор и актер, я знал, что
существует театральное декорационное искусство. В театре создаешь декорацию,
рассчитанную на восприятие зрителем из любой точки зала. Эта декорация
существует как предмет восприятия реально, вещественно. Она может быть
воссоздана и в отдаленном будущем, если сохранятся ее эскизы. Иное дело —
кинематограф. В нем нет «кинодекорационного искусства», ибо декорация, отснятая
с определенных точек, больше никому не нужна и никогда позже воссоздана не
будет. Она существует лишь до той поры, пока замысел режиссера не будет
реализован актерами и зафиксирован оператором. Она в гораздо большей степени
«влита» в кинематографический образ, чем в театральном искусстве.
Есть,
по-видимому, глубокая закономерность в том, что становлению русского
кинематографа во многом способствовали специалисты театрального декорационного
искусства, самой логикой создания фильма вовлекавшиеся в сферу режиссуры. Я бы
сказал более обобщенно — эту роль успешно сыграли мастера живописи, графики,
скульптуры, а не только театральные декораторы. Всех их кинематограф манил
своей новизной, выразительными возможностями, которые давали основание
надеяться на воплощение самых дерзновенных художнических замыслов. Предыдущая Следующая
|