Предыдущая Следующая
Быстро надел
пальто, повернулся (подход к вешалке вырезан). Схватил чемодан и зонтик,
ринулся к двери (открывание двери и выход на площадку вырезаны). Захлопывает
дверь квартиры, поворачивается к соседке, говорит "Здрассте",
отворачивается, делает шаг (как подошел к лестнице и часть пробега по
ступенькам вырезается). Три шага по лестнице - показать нога с панорамой на
руку, которая перекладывает ключи в другую руку (весь пробег по ступеням и подход
к двери подъезда вырезается). Выскакивает из подъезда.
Натыкается
на прохожего (как идет к машине, открывает дверцу и забрасывает чемодан
вырезается). Садится в машину и исчезает в ней (как садится за руль и заводит
машину вырезается). Машина срывается с места. При клиповом монтаже необходимо
выполнение только двух принципов: сохранение направления движений в кадре и
соблюдение количества движущихся на экране масс, участков кадров, занятых
движением объектов на их стыках. Важно показать зрителю логику развития
событий, а с помощью музыки можно сгладить шероховатости межкадровых переходов.
Итак, мы рассмотрели первый вариант клипового монтажа. По существу он
представляет собой каскад пластических образов действия, как в цирке, связку
кульбитов. Он применяется и в рекламе, и в песенных клипах, и в игровых
фильмах. Собственно говоря, и для игрового кино эта манера не является чем-то
новым. Отдельные сцены, смонтированные таким образом, можно было встретить даже
в немом кино. Литературный аналог клипового экранного монтажа - это новеллы
Михаила Жванецкого. И известная фраза Александра Македонского: "Пришел.
Увидел. Победил!" - тоже клиповый монтаж. Однако лихие "экранные
капитаны", претендуя на сверхмодность своих произведений, иногда стремятся
снять и смонтировать в такой манере целые фильмы. По этому поводу еще 70 лет
назад Н. Д. Анощенко в "Общем курсе кинематографии" писал:
"Нельзя увлекаться, как наши некоторые "сверхлевые" художники
кино, монтажом ради монтажа, который обычно выливается в "монтажное дребезжание"
мелко нарезанной окрошки из отдельных кадриков! Ничего, кроме раздражения и
чувства дури подобный "сверхмонтаж" у рядового зрителя вызвать не
может" (1930. Т. 3, с. 547). Второй вариант клиповой манеры монтажа
построен на смене в каждом следующем кадре или главного объекта съемки, или
костюмов и париков исполнителей, или фона и обстановки, или крупности кадров и
ракурса съемки. Такой монтаж никакие правила не запрещают, так как объекты
съемки соседних кадров разные. Монтируй, как хочешь и что хочешь, только от
авторов в этом случае требуется как высочайший вкус и художественное чутье, так
и особое мастерство в изобразительном построении кадров, а этого, к сожалению,
нету большинства наших клипмейкеров. Предыдущая Следующая
|