Предыдущая Следующая
17. Средний план, переходящий в крупный (5
секунд). На столе - пухлая папка. Резкий наезд. Крупно надпись: "Дело
штаба войск". Голос за кадром: "...шестьдесят третьего года. Военный
суд, и-"
18. Крупный план (10 секунд). Наезд. Повтор
рисунка с солдатской муштрой.
Голос за
кадром: "...страха не было. Было открытие: у человека можно отобрать все,
кроме знаний"
19. Крупный план (5 секунд). Панорама по книге.
Голос за кадром: "А он - неуч/Читать!'
В
приведенном отрывке можно четко выделить четыре коротких куска.
Последовательность и отбор изобразительных образов был сделан преднамеренно в
остром столкновении, в сопоставлении по контрасту, чтобы вызвать интерес
зрителей к драматической судьбе героя, заканчивающейся трагическим подвигом.
Прием идеологического монтажа, подчиненного логике авторского замысла, на всех
просмотрах фильма срабатывал неизменно - зал с затаенным дыханием и полным
сопереживанием следил за перипетиями удивительной судьбы ученого. Одна из
зрительниц (из разряда убежденных телевизионных невежд), просмотрев этот фильм,
в сердцах воскликнула: 'Такой прием монтажа уже устарел! Теперь так не
снимают!". Однако спустя 20 лет после создания этого фильма, в канун
захоронения останков императора Николая
Второго, его
семьи и приближенных, ОРТ показало фильм, специально подготовленный к этому
историческому событию. Картина, построенная на фотографиях и кадрах хроники,
рассказывала о жизни последнего русского самодержца, о том, как складывалась
его семья, какие у членов семьи были отношения, как они любили друг друга, как
переплетались их судьбы с судьбой страны, о чем думали и как поступали его жена
и дети в дни тяжких испытаний, выпавших на их долю. Первый фильм был целиком
построен на приеме "монтаж по мысли", второй - частично. Содержание
фильма складывается в этом случае из сопоставления, "произведения"
(итог умножения), как говорил Сергей Эйзенштейн, информации, предложенной
зрителю в изобразительной и речевой формах. При использовании этого приема ни
отдельно взятое изображение, ни отдельно взятый словесный ряд не могут
существовать самостоятельно. Порознь они не донесут до зрителя замысла автора,
ибо в словах не повторяется содержание пластических образов, а зрительному ряду
недостает рассказа о невидимых в этот момент на экране событиях или
переживаниях героя. В основе этого приема лежит логика режиссерского видения и
ощущение атмосферы, в которой происходили события и переживания героя. Автор
ставит себя как бы в положение свидетеля давно минувших дней и рассказывает о
них зрителям с помощью текста и изображения, подбирая кадры, которые
последовательно показывают место события, состояние природы, личные вещи героя
и т. п. Кто-то из умных и бывалых читателей, вероятно, уже догадался, что этот
прием можно еще назвать "изобразительной иллюстрацией текста". Ничего
подобного! Этот прием не имеет ничего общего с распространенным на телевидении
методом иллюстрации текста с помощью набора "картинок" или случайных
кадров, как это часто делается в информационных передачах. Предыдущая Следующая
|