Предыдущая Следующая
Монтаж по
мысли
Этот прием
подразумевает создание режиссерам из сложного сочетания пластических образов и
закадрового словесного изложения своего рода "текста", точнее
"контекста" экранного рассказа. Совсем недавно на одной из лекций о
природе экранного творчества, которую автору этих строк довелось читать
телевизионным ведущим, был показан документально-художественный фильм "Не
ведая страха" о трагической судьбе героического русского ученого, который
жил во второй половине 19 столетия, об Иване Дементьевиче Черском. Фильм был
сделан лет двадцать назад. К тому времени из материалов о жизни ученого и о нем
самом осталось совсем немного: несколько фотографий, его рисунки и дневники. Но
известно было, где он жил, маршруты его путешествий и места, где он работал,
сохранились дома, в которых он останавливался, и предметы быта. Чтобы
рассказать о нем, о его поступках, мыслях и переживаниях, раскрыть его характер
и нравственную сущность, духовный мир и жизненные цели, автору потребовалось
набрать большое количество дополнительного съемочного материала. Таким
материалом были кадры мест, где он путешествовал, улиц, по которым он ходил (их
современный вид), кадры, показывающие работу ученых в условиях, которые ничем
не отличались от условий прошлого столетия и т. д. Фильм "Не ведая
страха" начинался так:
1. Средний план (8,5 секунд). Крохотное
оконце в темной избе. Перед окном небольшой дощатый стол. На столе подлинная
чернильница и его походный портфель (кадр мрачный, даже чем-то жутковатый).
Голос за кадром (через паузу): "Он умирал. А за окном ждала его."
2. Общий план (7 секунд). Угрюмая Колыма.
Вдали виднеется тундра. На переднем плане перекатываются высокие свинцовые
волны. Голос за кадром: "...неизведанная даль. Смерть уже не раз угрожала
ему. И всегда он"
3. Крупный план (4,5 секунды). Фотопортрет И.
Черского. Голос за кадром: "Иван Черский, выходил победителем" Резко
меняется музыка (конец первого куска). Предыдущая Следующая
|