Предыдущая Следующая
В результате такого сопоставления рождается
обобщенный образ войны. Особую роль в этом кадре имеет рамка. Она подчеркивает,
а можно даже сказать, активизирует выражение мысли, заложенной автором в
композицию. В то же время, ее рваные края обостряют эмоциональное переживание
от восприятия. В каком-то смысле можно даже считать, что рамка в поликомпозиции
способна нести зрителю смысл. стать составной частью содержания множественного
кадра (фото 7).
Фото 7
Множественная
композиция позволяет режиссеру организовать действие на экране с перемещением
объектов из одной части композиции в другую. Автомобиль, например, может в
одном кадре ехать по улице города, продолжить свое движение на фоне леса в
другом кадре, а завершить движение в аэропорту, как это следовало бы сделать
при межкадровом монтаже. Но только еще более точно придется совмещать векторы
движения и масштаб съемки объекта. Множественная композиция - просторное поле
для комедийных эффектов. И тому тоже есть достаточное количество примеров. Но
во всех вариантах для режиссера незыблемыми остаются две главные задачи: задать
зрителю в композиции маршрут ее осмотра и стремиться наиболее образно выразить
задуманную мысль. В 60-е годы Н. Хрущев наряду со многими ошибками сделал
великое дело для страны - приступил к решению жилищной проблемы, начал массовое
строительство.
Автору статьи и режиссеру фильма "Шагаем в завтра" необходимо было
выразить это событие. В раскадровках к фильму композиция из семи кадров
выглядела, как на рис. 100. Такой она оказалась и на экране. В центре по
часовой стрелке вращалась стрела башенного крана, снятая изнутри самой башни.
Она "зажигала" одно за другим соседние изображения, повторяя маршрут
движения солнца. Стройка шла до восхода, когда вставало солнце,., в разгар
дня,., на закате,., в сумерках и даже глубокой ночью. Так решались две главные
профессиональные задачи режиссера. Но самым дорогим поликадром для автора
остается композиция из фильма "Поступь грядущего". В 20-м веке человечество
поставило локомотив своей цивилизации на рельсы прогресса и стремительно
несется в будущее, совсем не зная, каким оно окажется. По сути - оно несется в
неизведанную, плохо прогнозируемую черноте. Мы, дети цивилизации, стремимся
вперед, но не можем разглядеть, что же там за границей видимого, но и не можем
остановиться. Луч прожектора локомотива освещает только небольшой кусок
мчащегося на нас пути, даль скрыта от наших глаз. Задача выразить эту мысль
режиссера в создании на формате широкого экрана поликадра, в котором
трехмесячный младенец, едва подняв голову, непонимающе смотрит по сторонам и
при этом как бы летит над рельсами, шпалами и стрелками в темноту (фото 8).
Зрители после просмотра рассказывали, что этот кадр произвел на них очень
сильное, но в то же время жуткое впечатление. Они поняли заложенный в образ
смысл и одновременно осознали свою беспомощность перед несущимся на нас
будущим. Вылетающие на экран из темноты шпалы и стрелки железнодорожного пути,
и ребенок летящий над ними, неизменно вызывали сильное эмоциональное Предыдущая Следующая
|