Предыдущая Следующая
Мемуары
содержат широкую панораму жизни советского кино. Но, повторяем, прекрасно
характеризуя Разумного как человека, они не дают достаточного представления о
значении его собственного вклада в искусство кино. Необходимо хотя бы вкратце
познакомить читателей с этим вкладом, тем более что он не получил еще
достаточного освещения в книгах по истории кино.
Летом 1917
года начинающий художник, актер и кинематографист Александр Разумный вместе с
другим начинающим кинорежиссером, Я. Посельским, при активном содействии
Одесского Совета рабочих депутатов поставил один из первых в нашем кино
историко-революционных фильмов.
Этот фильм —
«Жизнь и смерть лейтенанта Шмидта»,— включавший наряду с игровыми сценами
подлинную хронику перенесения праха героя революции 1905 года с острова
Голодай, где он был расстрелян, к сожалению, не сохранился. Мы располагаем
только скупыми сведениями о картине, опубликованными в печати. Можно
предполагать, что, так же как и другие ранние фильмы на историко¬революционные
темы, он был наивен исторически и несовершенен художественно. Однако доподлинно
известно, что он был пронизан горячим сочувствием к восставшим народным массам.
Так, еще до
Октябрьской революции Александр Разумный поставил свое творчество на
службу
восставшему народу. Когда в нашей стране была провозглашена Советская власть,
ему не пришлось определять свое место в происходящей борьбе. Он был одним из
тех немногих на первых порах представителей художественной интеллигенции,
которые сразу же и без всяких оговорок пришли на службу Советской власти. И это
придает особый интерес его воспоминаниям.
Книга А. Е.
Разумного значительно расширяет наши представления о раннем советском кино.
Историки кино, занимаясь периодами гражданской войны и восстановительным, почти
все свое внимание уделили не творческой практике, а декларациям и манифестам
молодых художников, на первых порах сугубо умозрительным и еще не подкрепленным
серьезным художественным опытом. Между тем творческая практика агитационного
кино, как и других видов агитационного искусства, сыграла весьма важную роль в
развитии советской кинематографии. Предыдущая Следующая
|