Предыдущая Следующая
еще самому
кое-что знать! Если Вы так ответите своему горячему режиссеру, то будете
безусловно правы... Не подумайте, что эти истории выдуманы автором всего лишь
для иллюстрации девятого принципа. Подобные конфликты происходят и сейчас, а
подобные результаты вы можете увидеть на экранах телевизоров в любой момент,
стоит только всмотреться в передачу каких-нибудь новостей или репортажей.
Давайте разберемся, в чем все-таки заключалась причина резкого недовольства
режиссера результатами вашей работы? Почему спокойный человек "прыгал
зайцем" на экране? Всмотритесь и вдумайтесь в планы съемок (рис. 78).
Первое, что необходимо осознать: результат первой съемки от второй существенно
отличаться не будет. Несовпадения главным образом проявятся в уровнях четкости
и нечеткости фона и в степени смягчения черт героя при съемке среднего плана
длиннофокусным и короткофокусным объективами. Иногда результат такой съемки на
начинающих киношников и телевизионщиков действует ошеломляюще. Если они,
конечно, склонны задумываться над плодами своего собственного труда. В самом
деле: принцип монтажа по крупности соблюден, даже принцип изменения композиции кадров
выполнен!
Почему же не
монтируются эти планы? (Рис. 79). Самое парадоксальное обстоятельство, как
показывает опыт, состоит в том, что обычно объяснение этого принципа плохо
воспринимается с рисунков на бумаге или на доске в аудитории. Особенно операторы
относятся с большим недоверием к его сути. Поэтому проделайте мысленный
эксперимент: снимите "наезд" на человека от общего до крупного плана
с помощью трансфокатора, вырежьте два куска из этого наезда и смонтируйте их.
Просматривая, даже мысленно, такой монтаж, можно убедиться в том, что вы
ощутите неприятные рывки или скачки на склейках. В этом примере эффект нелепого
монтажа становится как бы усилен тем, что непрерывное движение превращено в
дергающееся. Человек на экране как бы "прыгает" на зрителя в момент
соединения кадров. А это раздражает. То же самое происходит, когда монтируются
кадры, снятые по схемам на рисунке 78. А секрет неприятного
"прыгающего" эффекта состоит в том, что с изменением крупности плана
ощущение изменения композиции кадра оказывается ложным. Абрис, контуры фигуры
человека или его части остаются неизменными. и пропорции расстояний от центра
композиции до рамок экрана практически не меняются, а тем более - расположение
деталей фона по отношению к фигуре. Как правило, зритель обращает все внимание
на лицо и глаза героя, а их расположение на экране при такой съемке существенно
не изменяется, и это, как раз служит главной причиной
дискомфорта при восприятии стыка снятых таким неумелым
образом кадров. Ни о какой плавности перехода с плана на план, в этом случае,
говорить не приходится: конструкция композиции, принцип ее построения остались
неизменными. Как же нужно провести такую, на первый взгляд, незамысловатую
съемку? Трудно придумать более простой совет: сделайте вместе с аппаратом не
только три шага вперед, но еще обязательно шаг в сторону, "сойдите" с
оси своего объектива вправо или влево. чтобы новая композиция стала наиболее
выразительной и более точно передавала содержание нового кадра. За счет
изменения пропорций расположения центра композиции по отношению к рамкам кадра
и по причине изменения фона позади от главного объекта произойдет такое
изменение композиции следующего снимаемого кадра, которое зритель воспримет
легко и не заметит стыка кадров в монтаже. Такая композиционная трансформация
плана, как небольшое Предыдущая Следующая
|