Предыдущая Следующая
Еще раз
уточним задачу. Нам необходимо снять кадры таким образом, чтобы положение героя
и его взгляд в самый последний момент съемки первого кадра соответствовал
положению и взгляду его партнера в самом
начале следующего плана. В этом случае соединение таких кадров будет считаться
"чистым". Удалось ли решить такую задачу, легко обнаружить по
раскадровке, сопоставив ее с планом мизансцены и точками съемки. Действие, к
примеру, (рис. 42) может развиваться так: 5-й вел спор с 9-м и для
подтверждения своих аргументов обратился к 12-му. Камера в этот момент стояла
как раз на точке № 19 между 9-м и 12-м. Во время съемки произошла переброска
взгляда 5-го с одной стороны камеры на другую. В начале плана 5-й смотрел на
9-го вправо от камеры, а в конце кадра его взгляд оказался по левую сторону от
объектива. Это случилось в кадре 19. Если мы вели съемку 5-го и 9-го,
ориентируясь на их линию взаимодействия, то после перевода взгляда возникла
новая линия взаимодействия между 5-м и 12-м. Изменение произошло внутри кадра.
А внутри кадра в процессе съемки, когда зритель видит процесс изменения и
фиксирует в памяти само изменение, допустимо все что угодно. Новое монтажное
условие, которое должен соблюдать режиссер, возникло в конце 19-го плана.
Оператор, конечно, в связи с изменением направления взгляда героя, сделал
небольшую панораму влево, поправку композиции кадра, что видно на плане. В
раскадровке, когда рисуется этот план, чтобы не создалось ложное впечатление
ошибки, обязательно изображается первый кадрик этого плана (начало действия) и
последний кадрик того же плана (конец действия) и обозначается буквами (рис.
43) "19а" и "19б". Хотя мы поставили камеру на точку N 20,
казалось бы с ошибкой по отношению к линии 5-й - 9-й, в монтаже будет получено
точное монтажное решение. Новая линия взаимодействия 5-й - 12-й становится
главной линией отсчета на дальнейшую съемку. Такой монтажный переход зритель
воспримет как вполне естественный и закономерный. Для себя и для оператора,
чтобы лишний раз не напрягать воображение на съемочной площадке, покажите на
раскадровке стрелкой разворот героя в кадре. Для режиссера игрового кино не
составит труда запланировать такой переход. Зато хроникер, для которого такой
ход развития событий может оказаться неожиданным, должен настолько свободно
ориентироваться в монтажном сложении кадров, чтобы мгновенно перестроиться на
новые позиции. История кино изобилует курьезами. Характерный случай. Подобное происходило
десятки или сотни раз на съемочных площадках. Предыдущая Следующая
|