Предыдущая Следующая
несколько
поменять композицию плана и сместить центр внимания в этой композиции. Но это
уже принцип 6-й, который будет рассмотрен позже. Однако в зависимости от
драматургической задачи этот принцип может быть умышленно нарушен, когда,
например, режиссер желает сделать акцент на каком-то моменте развития действия.
Скажем, по замыслу нужно в этот момент заставить зрителя пережить неожиданное
ощущение ужаса, которое одновременно охватило и наблюдаемого им героя. Альпинист
в полном одиночестве долго карабкается на гору в надежде, что увидит своего
товарища. Только вдвоем, только в одной связке, страхуя и поддерживая друг
друга, они смогут спуститься обратно с этих неприступных гор. На дальнем плане
зрителю показывают одинокую фигуру, которая медленно и с большими усилиями, с
риском сорваться, взбирается по крутому склону. Наконец, ценой неимоверных
усилий ему удается ухватиться за камень на вершине. Используя последние силы, о
чем можно судить по медлительности движений, он подтягивается, чтобы подняться
на заветную площадку. Его голова уже поднялась над краем, и он заглядывает
вперед. Смена кадра. Крупно лицо человека, охваченное ужасом. Снова смена
кадра. Съемка с точки зрения героя. Средний план. За камнем лежит его товарищ с
разбитой головой, наполовину засыпанный камнепадом. Он мертв. В таком монтажном
варианте зритель испытает ужас вместе с героем, а резкий монтажный переход от
дальнего к крупному, неожиданный сам по себе, подействует на сидящего в зале,
как своеобразный "удар". Он сделает акцент на смене надежды на
отчаяние. Но вместе с тем, нельзя забывать, что акцент - это не правило, а
отклонение от принципа комфортного соединения кадров внутри одной непрерывно
развивающейся сцены. Необоснованное, неоправданное нарушение этого принципа
обязательно вызовет у зрителя подсознательное раздражение от дискомфорта
восприятия стыка кадров. А если таких нарушений будет достаточно много, то
зритель может отнестись даже отрицательно к такому фильму, хотя в нем будут заложены
самые высокие и благородные идеи. Нечто подобное можно испытать в некоторых
сценах фильмов Ж. Л. Годара. Правда, он использует такой "ход"
совершенно преднамеренно. Принцип комфортного монтажа кадров по крупности
утрачивает свой смысл, когда в соседних планах зафиксированы разные, непохожие
друг на друга объекты, и их очертания резко отличаются друг от друга. Крупность
обоих кадров в этом случае может быть любой, отвечающей режиссерской задаче. Предыдущая Следующая
|