Предыдущая Следующая
конечное
положения камеры и углы захвата объектива в обеих точках. Камера может
ставиться на рельсы, на кран или на автомобиль. А всякая съемка движущимся
аппаратом носит название "съемка с движения". Иногда для обозначения
такой съемки пользуются английским термином "тревеллинг". (Рис. 11).
Крупность планов по Л. Кулешову
Кулешов был, пожалуй, первым, кто жестко
систематизировал деление планов по крупности. Такая потребность возникла у него
не случайно, а родилась в результате длительных наблюдений за качеством, а
точнее - за комфортностью восприятия стыка соседних кадров разной крупности. Он
предложил различать шесть основных видов крупности планов.
1. Деталь. Глаз человека с бровью и частью
носа.
2. Крупный план. Лицо человека во весь экран
по вертикали. Над головой и под подбородком остаются небольшие зазоры между
лицом и рамкой кадра. За головой просматриваются плечи.
3. 1-й средний план. Часть фигуры человека,
взятая в рамку кадра, чуть выше пояса.
4. 2-й средний план. Фигура человека по
колено.
5. Общий план. Человек заключается в рамку
кадра так, что над его головой и под его ногами остается небольшое пространство
до рамки.
6. Дальний план. Фигура человека в этом
случае чрезвычайно мала. Она составляет 1/7, 1/10 часть высоты кадра и меньше.
(Рис. 12).
В условиях
производства вы вряд ли услышите названия всех шести планов. О существовании
такого деления по крупности знают единицы. В режиссерских сценариях обычно
употребляется деление на "крупный", "средний" и
"общий". Но для выбора монтажного решения сцены, для точного
определения ее стилистического решения, для обеспечения комфортности восприятия
стыка кадров необходимо учитывать обязательно все шесть. Все шесть требуются
для объяснения принципов монтажа кадров. В ходу у работников кино и телевидения
есть еще два вида крупности планов: микро и макро. В просветительском экранном
творчестве они встречаются довольно часто. Эти термины применяются для
обозначения крупности при проведении спецсъемок. Микро - это план, снятый через
микроскоп, когда объект нельзя увидеть невооруженным глазом. Так снимаются
микроорганизмы, бактерии, инфузории и т.д. Макро - это как бы промежуточная
крупность плана между деталью и микросъемкой. С научной точки зрения этот
термин неточен. (Макро обозначает большие скопления или охват очень крупных
пространств). Но в обиходе профессионалов кино он утвердился как план, снятый
через увеличительное стекло или с применением насадочных линз, позволяющих
снять, например, глаза бабочки или "подкованную блоху". На этом
объяснение понимания крупности планов заканчивается. Но остается необходимость
проверки понимания. Предыдущая Следующая
|