Предыдущая Следующая
Часть 2
Монтаж
изображения Подход к вопросу
Стоит
посидеть вечерок перед телевизором, который покажет вам и передачи новостей, и
развлекательную программу, и парочку фильмов с ужасами или убийствами,
несколько песенных клипов и неподдающееся исчислению количество рекламных
роликов, как голова начинает пухнуть. Чтобы такого не случилось, зрители,
естественно, приспосабливаются. Часть передач смотрят, что называется, "в
полглаза", часть фильмов слушают "вполуха", часть пропускают
вообще и лишь незначительный объем вещания просматривается ими со всем
вниманием. Дело здесь не только во вкусах, пристрастиях, интересах,
несовпадениях интеллектуального уровня и духовных потребностей. Часть беды
заключается в недостатке профессионализма тех, кто с апломбом именует себя
профессионалами. Попробуйте расспросить рядового зрителя о том, что он видел в
передаче новостей, и вы убедитесь, что в его памяти остались невнятные обрывки
пластических образов. Он вам скажет, что видел людей в камуфляжной форме,
кажется в Чечне, что видел, как где-то стреляют, какие-то вырезки из газет,
которые невозможно прочитать, что видел двух президентов. В лучшем случае
вспомнит, что видел старушку в деревенском доме, на ферме и в собственном
огороде, которая своей улыбкой безнадежного оптимиста при бедственном состоянии
села произвела на него глубокое впечатление. И это при том, что память
человеческая в десятки раз работает продуктивней, когда ей предлагается
изобразительный материал, а не словесно-логический. А если попросить
пересказать пластическое содержание какого-нибудь клипа, то результат будет
совсем удручающим. Съемки сюжетов и передач ряда местных студий кабельного
телевидения оставляют еще более плачевное впечатление. Беда в том, что
неупорядоченное, бессвязное мелькание кадров неосознанно утомляет зрителей.
Убежден, что читающие эти строки, так называемые профессионалы, вскипят
негодованием. Кипите! Зрителю от этого не легче. Дело в том, что лозунг
"зритель проглотит все" был вывешен в студиях, где еще только
начинались самые первые передачи. Его я слышал в этих студия собственными ушами
и не один раз. Самое удивительное другое. Зритель действительно
"проглатывает" все, что ему предлагают. Проглатывает, но не
усваивает! Это не остается в его памяти, в его сознании, в его душе. Такие передачи,
сюжеты, очерки действуют по принципу: в одно ухо влетело, в другое - вылетело.
Хотя камера была цифровой, а монтаж нелинейным, применялась компьютерная
техника и сорокаканальный пульт записи звука. Сколько бы на меня не
обрушивались такие "профессионалы", их злые языки и громы негодований
за несправедливую, как они считают, критику, - мое мнение измениться не может.
Я просматриваю экранные произведения не с позиций личного вкуса, а с позиций
тех возможностей и особенностей восприятия, которыми наделен зритель от
природы, от рождения, которые не менялись у человека последние несколько тысяч
или десятков тысяч лет. Могу телевизионщикам несколько подсластить пилюлю. Одна
из главных бед современного российского кинематографа, одна из главных причин его
упадка - недостаток профессионализма, недостаток знаний, которые следовало бы
усваивать еще на скамьях школ, именующих себя высшими. Процесс накопления этих
знаний весьма специфичен, длителен и непрост. Расхожий афоризм о том, что
"режиссуре нельзя научить, ей можно только научиться", справедлив
лишь частично, как всякое высказывание, доведенное до абсурда. Мы начинаем
рассказы о монтаже изображения, монтаже кадров внутри одной сцены. Это - одно
из первых начал профессионализма, но далеко не единственное. Предыдущая Следующая
|