Предыдущая Следующая
Их удивило и
огорчило, что на полюбившемся им юге России нет ни одной рисовальной школы.
Эффектно задрапировавшись в черные плащи, оба вышли на угол Дерибасовской и
Преображенской улиц. Прохожих ошеломил вид двух таких колоритных фигур, которые
протягивали им шляпы, но не просили подаяния. Всё объясняли дощечки на груди:
«Жертвуйте, господа, кто сколько может, на создание рисовальной школы!». И они
добились своего — первое в Одессе художественное училище было создано!
Теперь,
вспоминая годы учебы, я не перестаю удивляться: откуда только брались силы?
Ведь было чертовски трудно выдержать, не сломаться от усталости, не сдаться,
даже с учетом возможностей, которые давала юность. Занятия в училище начинались
с восьми часов утра, как правило, по живописи в мастерской Костанди и
продолжались до двух часов дня. С пяти же до семи часов вечера проходили
занятия по рисунку. А в театре, который был для меня не только жизнью,
«пламенной страстью», но и почти единственным источником заработка, репетиции
проходили с одиннадцати до трех часов, спектакли же (ежедневно!) — с семи часов
вечера.
С лета 1910
года я работал в Одесском театре Южнорусского музыкального общества, руководил
которым В. Скалов, банковский служащий, беспредельно любивший искусство сцены.
Весьма колоритно о нашем молодежном коллективе впоследствии рассказал Игорь
Нежный в книге «Былое перед глазами». Выступал я и в других коллективах: в
Труппе русских драматических артистов под управлением Б. Арсеньева, в «Театре
для всех» (дирекция А. Барановского), в Русской художественной драме (под
управлением В. Издебского).
А каких
только ролей мне не пришлось переиграть (под псевдонимом А. Розен) — от героев
до лакеев! Ведь репертуар был широким и разнообразным — от оперетты до трагедий
Софокла. Приходилось к тому же быть и директором, и режиссером, и
администратором, и кассиром. И еще давать частные уроки рисования (для
поддержания более чем скудного актерского бюджета). Как все это можно было
успеть — ума не приложу. Правда, везло мне: знавший мои работы на сцене
директор училища художник А. Попов сквозь пальцы смотрел на пропуски занятий и
всегда допускал к зачетам. До сих пор помню, с каким доброжелательным интересом
просматривал он многочисленные этюды, которые я привозил из театральных
скитаний. Предыдущая Следующая
|