Предыдущая Следующая
дабы учесть
все рациональное в высказываниях критиков, и вместе с тем принципиальным,
убежденно отстаивающим свои идейно-творческие позиции.
Судите сами:
в один и тот же день читаю две рецензии, и голова идет кругом. В одной
(напечатанной в «Вечерней Москве») сказано: «Удобно писать о такой картине.
Сценарист, режиссер, оператор — здесь один и тот же Разумный/Ответственность
уплотнена до отказа... Размах грандиозный. Размахнуться Разумный, видимо, умеет
и может. Но, успевая в количестве, он заметно сдает в качестве. Он не всегда
сводит концы с концами. Он часто небрежен в раскрытии так широко захваченного
материала своего киноповествования». В другой, написанной Г. Васильевым для
«Жизни искусства», иная оценка: «Режиссер Разумный, совмещая в себе
одновременно сценариста, оператора и режиссера, прекрасно справился с заданием,
дав ряд характерных, всем знакомых сцен, эпизодов и типов тяжелых годов;
удачная натура, хорошее освещение,— всегда слабое место в наших картинах,— не
мало способствует успеху картины». Вот и попробуй — разберись!
А ведь
можно, высказывая резкие критические суждения, так их аргументировать, что
художник задумается, почувствовав в критике доброжелательного друга, нечто
вроде своей собственной совести, отчужденной от индивидуальности художника.
Например, в те же дни в журнале «Советский экран» № 39 были опубликованы две
рецензии— Николая Асеева и Сергея Юткевича. Именно эти статьи заставили меня не
только поволноваться, но и всерьез поразмыслить о будущем концепции
«киномастера».
Николай
Асеев писал: «Приятно писать о хорошей советской картине. Приятно не только из
чувства патриотизма, не только из того спортивного ощущения бега вперегонки с
заграничной продукцией, в котором — увы! — мы до сих пор ковыляем сзади, на
трех ногах, но и просто из чувства объективной удовлетворенности хорошим
качеством товара, который мне, зрителю, не навязали, не всучили, за неимением
лучшего, а который я выбрал сам, по собственному вкусу и желанию. Товар,
предложенный Разумным, действительно первосортный. Единственная беда его, быть
может, в том, что товара этого чересчур много для одной картины. Материал давит,
заваливает, топит и Разумного режиссера, и Разумного оператора. В нем не
разобраться даже на протяжении девяти частей, Он так мелко изрезан, на нем
столько швов и рубцов, что трудно сразу с ним освоиться, трудно попасть в
рукава». Делая эти обоснованные замечания, Асеев вместе с тем не отвергает идею
«киномастера», подчеркивая, что соединение в одном лице режиссера и оператора
позволяло знать, что снимать и одновременно как снимать. Предыдущая Следующая
|