На главную страницу

"Я живу благословенной жизнью, я никогда не сделал никому ничего плохого, буквально не нагрубил никому.".
Леонардо Дикаприо

 
Богемский. Кино Италии. Неореализм
Предыдущая Следующая

Перспективные «искажения» при съемке движущейся камерой

Многим, вероятно, знаком необычный экранный эффект, ког­да кажется, что высокое здание, снятое с близкой точки при вер­тикальном панорамировании, как бы поворачивается, то есть на глазах «заваливается» назад, или начинает падать в зрительный зал.

Причина этого явления схематически показана на рис. 43.

Описание: image122

Камера стоит вблизи многоэтажного дома АВ, на уровне его средней точки С. В начале съемки кадра оптическая ось объектива направлена под некоторым углом вверх, то есть нахо­дится в положении 1. При этом верхняя часть дома отстоит дальше от объектива и будет изображена в более мелком масштабе, чем нижние части, входящие в поле изображения. По причине, объясненной ранее (см. рис. 34), дом на экране будет  казатсья  «заваленным» назад. В процессе панорамирования сверху вниз оптическая ось займет положение II, горизонтальное, при котором «завал» исправится, а затем положение III, при  котором «завал» будет уже в другую сторону, в сторону зрительного зала.

Поскольку эти изменения в изображении происходят на глазах зрителя непрерывно, а зритель при этом не перемещает ни головы, ни направления зрения, то он эти изменения непроиз­вольно  и ассоциативно относит к движению объекта.

При вращении оптической оси объектива по часовой стрелке, как показано на рис. 43, зрителю кажется, что вращательно движется объект, но в противоположном направлении.

Аналогичное явление происходит и при горизонтальном па­норамировании.

Представьте себе, что рисунок 43 изображает план, то есть точка А — левый угол длинного здания, а В — правый угол. Панорамирование производится по горизонтали слева направо, то есть по часовой стрелке. Здание покажется на экране вра­щающимся против часовой стрелки.

Отметим, что менее всего подвержены этой иллюзии, кине­матографисты, потому что они воспринимают ее как некоторую привычную условность экранного видения. Наиболее сильна эта иллюзия для зрителей, видящих на экране объекты, знакомые им из повседневных наблюдений. Автору этих строк приходи­лось несколько раз беседовать со зрителями после просмотра ими на экране фильма «Москва и москвичи», в котором очень много панорамных кадров. Почти все зрители задают вопрос: «А почему кажется,, что дома поворачиваются?» На вопрос о том, какой же дом поворачивается заметнее всего, обычно сле­дуют различные ответы. Из дальнейшего разговора выясняется, что самый «вертящийся» дом — это дом, наиболее знакомый зрителю.


Предыдущая Следующая
 
Copyright © 2008.
 
webmaster


Ссылки на дружеские сайты:

Используются технологии uCoz