Предыдущая Следующая
—
Я вовсе не хочу
говорить о Пазолини: проза Пазолини может явиться толчком к созданию весьма
серьезных фильмов. Но использовать произведения
Пазолини как предлог для
создания двусмысленных фильмов мне кажется весьма опасным делом.
—
Эту опасность, если я
не ошибаюсь, ты видишь прежде всего для молодых? Ты не
веришь в новые кадры кино?
— Молодые?
Да молодых и нет. А почему? Молодое поколение не прошло той эволюции, которую
проделали мы, пройдя через войну, Сопротивление, опыт фашизма.
Эта эволюция привела нас к тому, что мы ощутили потребность что-то сказать.
Нынешнее же поколение молодых какую эволюцию проделало? У них
нет стимула. Группа молодых, сформировавшаяся
на волне неореализма, — Мазелли3, Понтекорво4, Рози5
— связана с нами, «стариками», они еще входят в нашу группу. Но самым молодым, по-моему,
совершенно не о чем сказать. Они забавляются со съемочными
камерами. Какие проблемы их интересуют?
—
Это твое мнение
распространяется также и на так называемую французскую «новую волну»6?
—
Об этом я уже
много говорил. У меня такое впечатление, что помимо одного-двух, Трюффо, Рене
или Маля, который мне кажется в наибольшей степени французом,
все остальные — это люди, которые хорошо изучили старые фильмы и их повторяют.
Их опыт — это опыт работы на монтажном столе: в их лентах чувствуются Виго, Ренуар,
Росселлини, а также кое-что и мое. Когда смотришь их фильмы, всегда возникает
такое чувство, что это ты «уже видел». Они не оригинальны, как должна бы быть
«новая
волна».
Это люди, которые многое ассимилировали. Может быть, и
мы также в свое время многое впитали, и это было правильно, но по крайней мере
потом мы избавились от всего, что восприняли извне, чтобы сказать нечто свое,
личное. Сказать что-то личное нелегко. Нужно хорошо обдумать то, что говоришь,
много работать. Я делаю кино много лет, и каждый фильм для меня — сложный,
болезненный опыт. Может быть, также и поэтому я поставил так немного фильмов.
Но, пожалуй, мне даже и не нужно ставить по три фильма в год, чтобы что-то
сказать. Кинопроизводство нуждается в напряженных планах, но нам, авторам, они
не нужны: необходимо только, чтобы нам как можно меньше мешали, чтобы мы имели
возможность выразить то, что мы хотим сказать, если у нас есть что сказать. Предыдущая Следующая
|