Предыдущая Следующая
В большинстве же прочих фильмов почти всегда
изображался мир, где в центре каждого драматического поворота были только
интересы сентиментального плана. Этот своеобразный сентиментализм и не позволил
режиссерам таких фильмов пойти дальше изучения какой-нибудь одной определенной
стороны действительности, не позволил обосновать серьезность и неотложность
какой-нибудь проблемы, раскрыть особенности какого-нибудь человеческого
положения. Правда, поступая таким образом, они честно прислушивались к зову
истории и несли его менее внимательным людям. Но правда и то, что сами они
только частично улавливали его отдельные стороны и не воспринимали общего
содержания итальянской реальности, не видели возможностей выхода и решений,
подсказываемых теми самыми обстоятельствами, теми самыми социальными слоями,
которые им хотелось представить на экране. В самом деле, как это всегда бывает
в поэтическом творчестве, именно общий охват жизни позволяет художнику получить
наблюдения, подсказки и решения более широкого плана, не ограниченные узкими
рамками сентиментально-психологического исследования.
Такие рамки рискуют представить художнику его персонаж
как бы изолированным, клишированным. Беда, сказали бы мы, если бы дальнейший
путь потерпевшего поражение рабочего из «Похитителей велосипедов» (а значит, и
путь самого режиссера) оказался не таким, как у многих других рабочих, которые
в реальной истории Италии шли по тем же улицам Рима уже не сломленные
пессимизмом или фатализмом, но поглощенные борьбой за завоевание какой-нибудь
работы...
Беда, если бы сицилийский шахтер ушел в неприкрытое
отчаяние после закрытия шахты и отказался от борьбы в тот самый момент, когда
многие тысячи его товарищей в реальной истории Италии стиснув зубы сражаются за
спасение тех же шахт.
Все это означает, что, если такие фильмы, как
«Похитители велосипедов» и «Дорога надежды»2, оказались ценным художественным
документом, мужественным обличением социальных несправедливостей, то оба эти
фильма требуют, чтобы сами художники пошли дальше своего обличения, встали в
ногу с неукротимым ходом истории, к которой взывают их персонажи, чтобы
добиваться все новых успехов, идти вперед, разворачивать борьбу против
несправедливости. Предыдущая Следующая
|