Предыдущая Следующая
Итак, вот в чем заключается глубочайший кризис,
угрожающий нашему кино. Ибо, преодолевая этот кризис, мы столкнемся с еще
большим числом противников, чем раньше, а самих нас в этой борьбе, наверное,
будет меньше. Поэтому мы должны сговориться между собой, взвесить свои силы и
убедить всех, и прежде всего самих себя, что правы мы, а наши противники не
правы. Первым делом мы заявим о том, что не изменим обязательствам, которые
приняли на себя не сегодня, а уже целых десять лет назад, — обязательствам не
случайным, которые, несмотря на все разногласия, тесно объединяли нас столь
долгое время на общей почве. Мы напомним прежде всего о двух нормах, которые
должны соблюдать: искренность, правда по отношению к самим себе и по отношению
к обществу, в котором мы живем.
На страницах этого журнала можно найти немало неясных
фраз — зашифрованных в силу необходимости, — призывавших уже семь-восемь лет
назад к борьбе за новое и подлинное кино. Неореализм, но лучше было бы раз и
навсегда начать называть его итальянским реализмом, — это не какая-то мода,
возникшая в результате преходящих, чисто случайных обстоятельств, не гнилой
плод послевоенных лет, не находка какого-то талантливого человека или рекламный
лозунг, пущенный какой-то иностранной газетой. И даже не реакция на
двадцатилетие, в течение которого царила риторика. Это одно из проявлений
восстания определенного числа представителей итальянской интеллигенции и
художников против самых древних, извечных надстроек старой культуры, которая
слишком долго откладывала дело собственного пересмотра, а теперь вынуждена за
это расплачиваться и трансформируется — непоследовательно, толчками, в сфере то
одного, то другого вида искусства, неожиданно и болезненно, и в силу этого
результаты порой несовершенны и чуточку грубы. Кино порвало со старой
итальянской культурой, нанесло всему ее организму глубокую травму, и, может
быть, еще не все отдают себе отчет в том, насколько важное значение имел этот
разрыв. И эту пропасть необходимо продолжать еще больше расширять, чтобы в нее
хлынули, нашли в ней выход или возможности развития другие настроения, которые
сегодня, в климате демократии, с каждым днем все более властно о себе заявляют.
Не случайно, что трещина проявилась именно в области кино: именно там у
традиционности было меньше опорных точек, ее оборонные линии были слабее,
предрассудки и догмы не столь глубоко укоренившиеся и старые. Итак, теперь
главное не дрогнуть, идти вперед, тщательнее все взвешивать и обдумывать. Предыдущая Следующая
|