На главную страницу

"Я живу благословенной жизнью, я никогда не сделал никому ничего плохого, буквально не нагрубил никому.".
Леонардо Дикаприо

 
Александр Разумный. Чувство нового
Предыдущая Следующая

Мемуары содержат широкую панораму жизни советского кино. Но, повторяем, прекрасно характеризуя Разумного как человека, они не дают достаточного представления о значении его собственного вклада в искусство кино. Необходимо хотя бы вкратце познакомить читателей с этим вкладом, тем более что он не получил еще достаточного освещения в книгах по истории кино.

Летом 1917 года начинающий художник, актер и кинематографист Александр Разумный вместе с другим начинающим кинорежиссером, Я. Посельским, при активном содействии Одесского Совета рабочих депутатов поставил один из первых в нашем кино историко-революционных фильмов.

Этот фильм — «Жизнь и смерть лейтенанта Шмидта»,— включавший наряду с игровыми сценами подлинную хронику перенесения праха героя революции 1905 года с острова Голодай, где он был расстрелян, к сожалению, не сохранился. Мы располагаем только скупыми сведениями о картине, опубликованными в печати. Можно предполагать, что, так же как и другие ранние фильмы на историко¬революционные темы, он был наивен исторически и несовершенен художественно. Однако доподлинно известно, что он был пронизан горячим сочувствием к восставшим народным массам.

Так, еще до Октябрьской революции Александр Разумный поставил свое творчество на

службу восставшему народу. Когда в нашей стране была провозглашена Советская власть, ему не пришлось определять свое место в происходящей борьбе. Он был одним из тех немногих на первых порах представителей художественной интеллигенции, которые сразу же и без всяких оговорок пришли на службу Советской власти. И это придает особый интерес его воспоминаниям.

Книга А. Е. Разумного значительно расширяет наши представления о раннем советском кино. Историки кино, занимаясь периодами гражданской войны и восстановительным, почти все свое внимание уделили не творческой практике, а декларациям и манифестам молодых художников, на первых порах сугубо умозрительным и еще не подкрепленным серьезным художественным опытом. Между тем творческая практика агитационного кино, как и других видов агитационного искусства, сыграла весьма важную роль в развитии советской кинематографии.


Предыдущая Следующая
 
Copyright © 2008.
 
webmaster


Ссылки на дружеские сайты:

Используются технологии uCoz